Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Виртуальная фотовыставка "Глухая домовая резьба"

Первый музей под открытым небом – «Скансен» – был создан в конце XIX в. в Швеции. С тех пор музеи такого типа получили широкое распространение и большую популярность во всем мире. Именно там можно увидеть памятники архитектуры и быта, разных народов в естественной среде, и не в виде отдельных предметов, а в полных комплексах.

Во второй половине XX в. было принято решение создать музей под открытым небом и на Нижегородской земле – родине такого самобытного явления русского народного искусства, как глухая домовая резьба.
В Нижегородском Поволжье, землях, соседствующих с древней транспортной артерией, испокон веков мастера строили гусляны, расшивы, мокшаны, барки, уходившие по водным путям в далекие страны. Для того, чтобы уберечь людей и грузы в опасных путешествиях, суда украшались «охранно-магической грамотой» - рельефной резьбой с орнаментами, символизировавшими защиту и жизнь. Во второй половине XIX в. развитие пароходства, металлургической промышленности вытеснило деревянные суда, и мастера-резчики перенесли свое искусство на украшение домов в поволжских деревнях и селах. Большинство имен этих народных художников остались неизвестными. Расцвет архитектурного украшения построек в технике высокорельефной резьбы на толстых досках пришелся на 40-90-е гг. XIX в. Памятники народного зодчества Нижегородского края не имеют аналогов в других регионах нашей необъятной Родины, не найти таких построек и за ее границами.
В 60-70 гг. XX в. были проведены экспедиции по поиску экспонатов для нового музея. В экспедициях принимали участие историки и архитекторы Т. Казанская, Ю. Самойлов, А. Чугунов, С. Разживин, Чибисов и многие другие. Они обследовали Городецкий, Балахнинский, Лысковский, Чкаловский, Семеновский, Ковернинский, Спасский, Воротынский районы Горьковской области, выявили и сфотографировали более 100 памятников народного зодчества с уникальным резным декором. Скажем им всем огромное спасибо. Фотографии, сделанные исследователями в ходе экспедиций, мы демонстрируем на этой выставке.
Если бы музей собрали в том виде, в котором он был задуман, сегодня Нижегородская край обладал бы жемчужиной не только Российского, но и мирового значения. Однако, история, как известно, не признает, сослагательного наклонения. Почему музей не так и не был построен? То ли посчитали, что в Горьковской области, закрытой для посещения иностранцами и насыщенной предприятиями оборонной промышленности, нечего смотреть, то ли денег, как всегда, не хватило…
Сегодня доски, снятые с домов нижегородских крестьян, хранятся в крупнейших музейных собраниях. Элементы резного декора старинных домов можно увидеть в Государственном Историческом музее в Москве, Русском музее и Российском Этнографическом музее в Петербурге. Один резной дом есть в Суздальском музее, два памятника народного зодчества федерального значения, только один из которых открыт для посещения, стоят у нас, на Щелоковском хуторе. В нижегородских деревнях сегодня они – редкость. Большая часть домов, зафиксированных во второй половине XX в., утрачена навсегда. Ни вы, ни ваши дети и внуки, их уже не увидят. Фантастические птицы и фараонки, сторожевые львы и уникальные растительные орнаменты, символизирующие бесконечную щедрую жизнь, остались только на фотографиях. Любуйтесь ими. Они – прекрасны!